Бронислав Зубковский. Сыновняя память.

Автор: admin

      Василий Антонович Тюляков, житель города Марьина Горка, почетный железнодорожник СССР, в прошлом машинист первого класса депо Москва-Пассажирская, был еще ребенком, когда началась война. Своего отца, Антона Сергеевича Тюлякова, вместе с матерью и еще четырьмя братьями и сестрами проводили на войну в июне 1941 года. С отцом уходили из деревни Верхняя Любовша Краснозоринского района Орловской области на фронт все, кто мог держать оружие.

     А через некоторое время получили от отца письмо с сообщением, что он зачислен кочегаром на бронепоезд и обещанием вернутся домой с победой.

     — Это было первое и последнее письмо от отца, — рассказывает Василий Антонович. – Вскоре пришло уведомление, что А. С. Тюляков, 1910 года рождения, пропал без вести.

      До сих пор он помнит слезы своей матери, как, впрочем, и все тяготы послевоенного голодного детства. Рано стал самостоятельным. После окончания школы поехал в Москву – работал сначала кочегаром в депо, потом поступил и окончил железнодорожный техникум, стал машинистом электровоза первого класса. И все время искал сведения об отце, запрашивая военные архивы. Постепенно стала складываться картина начала войны, в эпицентре которой оказался и его отец.

     В материалах штаба Западного фронта, под оперативной сводкой №25 за 7 июля 1941 года, подписанной начальником Западного фронта генерал-лейтенантом Маландиным и начальником оперотдела генерал-майором Семеновым, сообщалось о героическом поступке 12-го отдельного дивизиона бронепоездов, принимавших участие в операциях по ликвидации мотомеханизированных войск противника в Белоруссии.

     …29 июня 1941-го дивизион прибыл в Смоленск, затем бронепоезда №№47 и 48 были отправлены в Оршу, а № 49 остался для охраны станции от диверсантов и парашютных групп противника. Через день 47-й и 48-й бронепоезда находились уже в Борисове, а 49-й проследовал в направлении Могилева.

     В Борисове был получен приказ — содействовать танковому батальону по разгрому фашистских танков в районе станций Жодино-Смолевичи. И 1 июля 1941 года в 15 часов 20 минут два бронепоезда направились для выполнения боевой задачи.

     47-й, не дойдя 500 метров до станции Жодино, встретил 20 вражеских танков, которые двигались по шоссе на Борисов, и вступили с ними в бой. Несколько танков были подбиты, остальные отошли. Вслед за ними показалась еще одна танковая колонна уже из 30 машин, обрушившая  огонь на наш бронепоезд, который стал отходить к Борисову. Бронепоезд №48, шедший за 47-м, подвергся обстрелу противотанковым орудием противника. Первые снаряды разбили правый цилиндр паровоза, пробили тендер, в результате чего из бака ушла вода.   

    Вскоре на шоссе показалась новая вражеская колонна – танкетки, орудия, мотоциклисты. С бронепоезда ударили огнем из орудий. Однако отсутствие воды и поврежденный цилиндр не позволили 48-му маневрировать, и он вынужден был отойти на Борисов, а затем в Брянск, где стал на ремонт. Отходивший с боем 47-й был обстрелян немецкой артиллерией: первый же снаряд пробил котел бронепоезда, паром смертельно обварило бригаду машинистов и кочегара Тюлякова. Находившийся на бронепоезде командир дивизиона майор С. В. Дерюгин приказал открыть орудийный и пулеметный огонь по врагу, но вскоре дал команду покинуть состав, который расстреливался артиллерией врага с трех сторон с участием немецких бомбардировщиков. Кроме того, на одной из бронеплощадок начался пожар, и стали рваться снаряды. На базу дивизиона не вернулись 66 человек из команды бронепоезда № 47, восемь из них было убито, остальные пропали без вести.

     У Василия Антоновича Тюлякова есть именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 21-го отдельного дивизиона бронепоездов с 1 июля по 1 августа 1941 года, подписанный командиром этого же дивизиона Д. Д. Цилицким. В этом списке значится и кочегар героического бронепоезда Антон Сергеевич Тюляков, погибший в том жестоком бою.

     На месте гибели бронепоезда, около остановочного пункта Пролетарская Победа, установлен памятный знак. Он виден даже из вагона электрички, следующей по маршруту Минск–Борисов.

     — Теперь, когда есть списки бойцов бронепоезда, самое время установить плиту, написав на ней фамилии павших в бою с врагом, — мечтает Василий Антонович, и со своим предложением обратился в Борисовский райисполком Минской области. Он надеется, что когда-нибудь его мечта осуществится.

     Интересно, что из 502 человек личного состава 12-го дивизиона бронепоездов только 24 были кадровыми военнослужащими, остальные прибыли из запаса. Входящие в состав дивизиона военнослужащие, который действовал на территории Белоруссии, были в основном из числа рабочих завода «Красный Профинтерн» Брянского железнодорожного узла, колхозников Орловской области 1907-1914 года рождения. Большинство из них сложили головы в битве за освобождение Белоруссии в первые месяцы фашистского нашествия.

Бронислав Зубковский, член Союза писателей Беларуси.

Оставьте свой комментарий